Программа нового мэра
Город для людей: современный Новосибирск

Современный город для людей это комфортный и удобный город, из которого не хочется уезжать и куда хочется вернуться. Здесь удобный общественный транспорт, на улицах чисто. В городе много зелени и мест отдыха.
Это город с продуманной архитектурой и бережным отношением к истории. Это город, по которому удобно и приятно идти пешком, а не только передвигаться на авто.
В таком городе жить интересно и безопасно.
Здесь понимают: человеческий капитал – это то, что работает на развитие города. Чтобы Новосибирск двигался вперед, нужно создать условия для привлечения и удержания талантов.
В такой город приходят с новыми проектами предприниматели и инвесторы. Здесь ответственно помогают тем, кто нуждается в помощи.
В городе дышится легко и свободно!
Жители гордятся Новосибирском.

Это город, где мэрия открыта людям и слышит их.
Муниципалитет – это профессиональные специалисты на службе горожан.
Чиновники не упиваются своей властью, а используют ее для решения городских задач. Они не прячутся в кабинетах и тонированных автомобилях, а идут на прямой диалог и смело смотрят в глаза горожанам: им нечего скрывать.
Это очень непривычно для нашей власти.
Мы сможем вместе это изменить!


Для меня важно, чтобы программа была разработана с участием горожан.
Поэтому давайте обсуждать, корректировать, дополнять то, что сделано мной с участием экспертов и общественников.


РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
1.Реформирование деятельности мэрии
2.Наполнение бюджета
3. Исключение нарушений финансовой сферы
4. Развитие транспорта и общественный транспорт
5. Дорожный ремонт и строительство
6. Тарифы ЖКХ
7. Отходы
8. Экология
9. Благоустройство. Зеленый Новосибирск
10. Чистый город
11. Архитектура и градостроительство
12. Участие горожан и общественных активистов в управлении городом
13. Развитие предпринимательства
14. Умный город
15. Информационная открытость
16. Культура
17. Оздоровительный спорт
18. Социально незащищенные горожане
19. Школьное, дошкольное и дополнительное образование
20. Бренд Новосибирска


1.РЕФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЭРИИ

ПРОБЛЕМЫ
1. Старая мэрия работает неэффективно и дорого обходится горожанам.
2. Существующая система не менялась десятки лет. Многое объясняется исторической данностью, а не целесообразностью.
3. Работа мэрии сегодня  – это процесс ради процесса, а не работа на результат. Функции дублируются. Проектный подход при решении задач не используется. Реформирование мэрии позволит многое делать дешевле, качественнее и быстрее.

РЕШЕНИЯ
1. Направления работы мэрии указаны в Федеральном законе №131. В текущем статусе нашего города другие направления мы на себя брать не должны. Необходимо либо отказываться от них, либо добиваться дополнительного финансирования.
2. Новая мэрия должна работать как предприятие: показатели эффективности подразделений и сотрудников, зависимость зарплаты от результатов работы, цифровизация и электронный документооборот, постоянный поиск наиболее эффективного способа решения задач. Часть подразделений может быть ликвидирована, а многие задачи – переданы на аутсорсинг. Нужно внедрять позитивный опыт других муниципалитетов и крупных предприятий.
3. Профессионализм – основной критерий отбора сотрудников новой мэрии.  «Согласованные кандидатуры» должны быть заменены на профессионалов. Их поиск  будет осуществляться с использованием конкурсных процедур. Существующие сотрудники пройдут аттестацию с привлечением независимых экспертов.
4. Реформирование мэрии может быть реализовано по разным сценариям. Оптимальным является поэтапное реформирование, рассчитанное на два года.


2. НАПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Задача наполнения бюджета города является приоритетной для нового мэра.

ПРОБЛЕМЫ
1. За пять лет долги города увеличились с 60 до 90% от доходов города. На обслуживание долга уходит более 1 млрд рублей городского бюджета в год (3%). При этом снижается объем средств, вкладываемый в развитие и капитальное строительство.
2. Долги перед городом достигли 5 млрд рублей. Старая мэрия закрывает информацию о крупных должниках.
3. Основа бюджета крупных городов современной России – федеральные программы и национальные проекты. Сегодня Новосибирск не использует те возможности, которые есть: участвует не во всех федеральных программах, не инициирует новые. Объем средств, поступающих по ряду программ, ниже, чем в других городах, а процент софинансирования из городского бюджета выше.
4. Некоторые муниципалитеты имеют представительства в Москве, которые эффективно работают с федеральными органами власти по продвижению интересов города, аккумулируя все возможности. Новосибирск – нет.
5. Мы можем оставлять в городе больше зарабатываемых налогов, но не используем имеющиеся для этого возможности. Около 150 млрд рублей приносит город Новосибирск в бюджеты разных уровней. В 2019 году доходная часть нашего бюджета составила 43 млрд рублей. Из них: 19 млрд рублей – это поступления из федерального и регионального бюджетов, 19 млрд рублей – доходы города от налогов, 5 млрд рублей – неналоговые поступления в бюджет. Существуют федеральные рекомендации, гласящие, что большая часть налогов должна оставаться в городе. Многие муниципалитеты реализовали эти рекомендации, Новосибирск – нет.

РЕШЕНИЯ
1. Увеличение участия в федеральных программах и нацпроектах. Введение проектного подхода и создание специальной межведомственной группы для отслеживания программ, качественного создания заявок и контроля за их продвижением.
2. Активное лоббирование интересов Новосибирска на федеральном уровне для принятия решений о выделении финансирования по программам.
3. Решение вопроса об особых налоговых условиях для Новосибирска как крупнейшего города Сибири и первого по величине муниципалитета России. В городе должно оставаться больше средств от зарабатываемых налогов.
4. Перераспределение налогов (транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на прибыль) в пользу города уже сегодня, используя федеральные рекомендации и опыт других городов.
5. Аудит всех земельных участков в черте города.
6. Выделение бюджета на развития города и его районов, принятие решений о распределении этих средств с участием горожан.
7. Раскрытие имен должников перед городом для ускорения расчетов, как это сделано в Перми и Москве.


3. ИСКЛЮЧЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ

ПРОБЛЕМЫ
1. Акты проверок Контрольно-счетной палаты города фиксируют многочисленные нарушения в финансовой сфере работы мэрии. Безнаказанность приводит к увеличению числа и тяжести нарушений.

РЕШЕНИЯ
1. Исключительно непримиримое отношение к финансовым нарушениям в бюджетной сфере.
2. При вступлении в должность нового мэра провести аудит и финансовый анализ текущей ситуации в подразделениях мэрии, который станет базой для принятия решений.


4. РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ

ПРОБЛЕМЫ
1. Городские магистрали не рассчитаны на ежегодно возрастающий объем  личного транспорта. По степени загруженности дорог Новосибирск занимает третье место в России и шестнадцатое в мире. Ежегодный прирост личного автотранспорта достиг 6%. За два года продолжительность и частота заторов увеличились в три раза.
2. Несовременная и «недружелюбная» система общественного транспорта не может конкурировать с личным автомобилем. Общественный транспорт ходит нерегулярно, парк устаревший.
3. Сегодня «выгодополучатели» от работы общественного городского транспорта – ограниченное число перевозчиков, между которыми распределены самые выгодные маршруты. Рынок перевозок общественным транспортом – один из самых непрозрачных.

РЕШЕНИЯ
1. Формирование концепции транспортного каркаса города с учетом долгосрочного развития Новосибирска и определение очередности строительства дорожных объектов.
2. Внедрение и использование системы моделирования транспортных потоков.
3. Синхронизация строительства транспортной инфраструктуры и жилых микрорайонов.
4. Введение системы платных парковок в центре города, а также системы перехватывающих парковок параллельно с нормализацией работы общественного транспорта.
5. Снижение объема автомобильного трафика в центре города через перемещение объектов массового посещения на периферию.
6. Изучение и внедрение передовых мировых практик решения транспортных проблем.
7. Содействие развитию велосипедного движения и индивидуальных средств транспорта.
8. Модернизация дорожной сети в направлении повышения связанности автодорожной сети и выравнивания пропускной способности магистралей.

Общественный транспорт
1. Приоритетность рельсового общественного транспорта (метро, трамваи, электрички) и электротранспорта (троллейбусы, электробусы) перед остальным.
2. Строительство пересадочных узлов и стыковка расписаний метро, электричек, автобусов, трамваев.
3. Выделение полос для общественного транспорта.
4. Введение единого пассажирского билета на все виды транспорта, включая метрополитен и городскую электричку.
5. Внедрение возможности экспресс-оплаты за проезд.
6. Изменение принципа оплаты в общественном транспорте. Плату за проезд должна собирать мэрия, а не перевозчики. Оплата перевозчикам от мэрии за своевременный выход маршрута. Поэтапное внедрение 220-ФЗ в Новосибирске.
7. По ходу внедрения 220-ФЗ передача автобусного общественного транспорта на аутсорсинг с оставлением небольшого парка муниципальной техники для подстраховки.
8. Введение единого муниципального стандарта пассажирских перевозок с ориентацией на потребности пассажира и измеримые показатели: скорость поездки, интервалы движения; комфорт ожидания, посадки и высадки пассажиров, информационное обеспечение о маршрутах и расписании; безопасность и экологичность; качество транспортных средств.
9. Внедрение дифференцированного тарифа при разных видах оплаты за проезд (наличный или безналичный расчет, размер предоплаты).


5. ДОРОЖНЫЙ РЕМОНТ И СТРОИТЕЛЬСТВО

ПРОБЛЕМЫ
1. Плохое состояние дорожного покрытия в Новосибирске и низкое качество его ремонта.
2. Муниципальная программа, по которой осуществляется строительство и ремонт дорог, не соответствует федеральному законодательству и не обеспечивает эффективного использования ресурсов.
3. Не реализуется требование федерального законодательства по проведению оценки текущего состояния дорог.
4. Нет утвержденных регламентов выбора дорог для ремонта. Выбор производится исходя из субъективных факторов.
5. Нет утвержденных нормативов по организации и проведению работ по содержанию и ремонту дорог. Технологии не соответствуют существующим нормативным регламентам. 
6. Нет полноценного контроля за качеством реализации ремонтных работ и гарантийным ремонтом.
7. В бюджете мало средств на ремонт дорог. Ремонт тротуаров практически не производится.
8. Отсутствие регламентов и нормативов приводит к бесконтрольному и неоправданному расходованию средств бюджета.

РЕШЕНИЯ
1. Приведение муниципальной программы по ремонту и содержанию дорог и обеспечению безопасности дорожного движения в соответствие с федеральным законодательством.
2. Реализация требования федерального законодательства по проведению оценки текущего состояния дорог, учету и контролю изменений технических параметров.
3. Разработка регламентов выбора дорог для ремонта, а также нормативов по проведению работ по содержанию и ремонту дорог.
4. Введение полноценного контроля за качеством выполнения работ и гарантийным ремонтом.
5. Более активное участие в федеральных программах по строительству и ремонту дорог. 
6. Внедрение современных подходов ремонта дорог, предполагающих удобство и безопасность пешеходов и маломобильных групп. Это обеспечивается через привлечение к работе по проектированию профессиональных кадров.
7. Дробление контрактов на дорожное строительство и ремонт на более мелкие, что позволит принимать участие в торгах большему числу компаний и сэкономит часть бюджета.


6. ТАРИФЫ ЖКХ

ПРОБЛЕМЫ
1. Муниципальная власть безропотно согласует повышение тарифов на тепло, воду, вывоз и утилизацию отходов.
2. Коммунальное хозяйство города обветшало и требует крупных инвестиций.
3. Управляющие компании, пользуясь низкой компетенцией горожан в сфере ЖКХ, необоснованно повышают стоимость услуг и не выполняют взятых обязательств.

РЕШЕНИЯ
1. Защита и отстаивание интересов горожан, а не лоббирование интересов поставщиков ресурсов. Перед принятием решений по тарифам необходимо открыто обсуждать решения с горожанами, на которых ляжет дополнительная финансовая нагрузка.
2. Изучение и использование опыта других регионов по недопущению значительного роста тарифов.
3. В отношении теплоснабжения – переход на модель тарифообразования «альткотельная». Это позволит установить долгосрочную планку тарифа и обеспечит отрасль инвестициями.
4. Использование всех возможностей федеральных программ для привлечения средств в коммунальное хозяйство города.
5. Помощь горожанам в отстаивании интересов при взаимодействии с управляющими компаниями, повышение образования горожан в сфере ЖКХ.


7. ОТХОДЫ

ПРОБЛЕМЫ
1. Стоимость вывоза и утилизации отходов выросла, а качество услуги снизилось.
2. Горожане обеспокоены местом размещения полигона отходов, большим количеством стихийных свалок.
3. Многие горожане готовы к раздельному сбору отходов, но он не организован.

РЕШЕНИЯ
1. Работа над снижением тарифов на вывоз и обработку отходов. Продвижение программы раздельного сбора отходов. Ответственное отношение к размещению полигонов и обсуждение этого вопроса с горожанами.
2. Заключение договоров между муниципальными предприятиями и регоператором на вывоз  мусора. Мэрия пользуется «серыми» схемами, обходя закон. Это необходимо менять.
3. Расторжение заключенного в 2016 году концессионного соглашения по сбору и вывозу отходов: оно работает не в интересах горожан. Нужно формировать новые подходы к реализации вопросов обращения с отходами, обсуждать с экспертами и общественниками и затем продвигать.


8. ЭКОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМЫ
1. В Новосибирске существуют экологически неблагоприятные районы, но часто жители этих районов об этом не знают.
2. Городские леса не имеют должной законодательной защиты от рубок, незаконного въезда, загрязнения мусором.
3. Градостроительная политика не направлена на защиту лесных участков и озелененных пространств.
4. Отсутствует полноценная программа мониторинга атмосферного воздуха и мероприятий по выявлению и предотвращению очагов загрязнения.

РЕШЕНИЯ
1. Формирование и продвижение специальной экологической программы в городе. Наполнение программы ресурсами из разных источников.
2. Разработка отдельной программы по сохранению городских лесов.
3. Формирование градостроительной политики, ориентированной на защиту лесных участков на территории города.
4. Создание полноценной городской программы «Чистый воздух»: мониторинг, выявление и предотвращение очагов загрязнения.
5. Дополнительное исследование и продвижение инициативы по переводу ТЭЦ с угля на газ, что положительно скажется на качестве атмосферного воздуха.


9. БЛАГОУСТРОЙСТВО. ЗЕЛЕНЫЙ НОВОСИБИРСК

ПРОБЛЕМЫ
1. Малое количество зеленых и рекреационных зон в черте города.
2. Отсутствие единых стандартов благоустройства, недостаточное финансирование этой статьи.
3. В приоритете у городской власти — благоустройство центральных районов города в ущерб удаленным районам. Решения принимаются без учета мнения жителей.
4. Нет комфортных условий для пешеходов и людей, передвигающихся на общественном транспорте.

РЕШЕНИЯ
1. Реформирование подходов к городскому озеленению. Новосибирску нужно больше парков и скверов. Необходимо развить и наполнить ресурсами программу «Зеленый Новосибирск».
2. Разработка единой городской политики в отношении благоустройства общественных пространств. Формирование принципов приоритетности выбора территорий для благоустройства (в центре города и в районах города), нормативов обеспеченности кварталов зелеными насаждениями, подходов, отражающих участие горожан в проектировании и реализации проектов, а также участие спонсоров и благотворителей.
3. Создание качественного типового сборника решений по благоустройству дворов. Его нужно разработать с привлечением квалифицированных специалистов по ландшафтному дизайну и благоустройству. Сборник должен представлять разные варианты и возможности поэтапной реализации работ, содержать информацию о ценовых параметрах.
4. Создание общественных экспертных советов по благоустройству территорий на районном уровне.
5. Создание комфортных условий для пешеходов и людей, передвигающихся на общественном транспорте. Проложить тротуары, подходы к остановкам и пересадочным узлам, создать безбарьерную среду и инфраструктуру для велосипедистов и микромодульных транспортных средств. Необходимы инвентаризация всех элементов, разработка и поэтапная реализация муниципальной программы по их приведению в нормативное состояние.
6. В городе должны появляться малые архитектурные формы и фонтаны. Их финансирование может быть обеспечено внебюджетными источниками.


10. ЧИСТЫЙ ГОРОД

ПРОБЛЕМЫ
1. Пыль – летом, грязь – весной и зимой, неубранный снег – зимой.
2. Территория частного сектора находится практически вне внимания городских властей. Проезды не обустроены, нет инфраструктуры для детей, много вопросов по коммунальной сфере.

РЕШЕНИЯ
1. Программа «Борьба со снегом»: анализ опыта других муниципалитетов и  стран для поиска лучших решений. Передача части функций на аутсорсинг.
2. Программа «Борьба с пылью»: ликвидация в черте города участков с открытым грунтом; отделение газонов бордюрами; особые режимы работы стройплощадок.
3. Программа «Ливневая канализация»: инвентаризации всех элементов и целенаправленная поэтапная работа по их приведению в нормативное состояние.
4. Специальная программа по благоустройству частного сектора.


11. АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

ПРОБЛЕМЫ
1. Градостроительная политика ведется не в интересах горожан, а в интересах крупных застройщиков, аффилированных с властью.
2. Город бездумно застроен некрасивыми зданиями, которые не образуют единый городской архитектурный ансамбль. У города нет «лица».
3. В Новосибирске продолжается практика возведения жилых объектов без обеспечения территории социальными объектами.
4. В Новосибирске уделяется недостаточно внимания защите архитектурного наследия.

РЕШЕНИЯ
1. Градостроительная и архитектурная политики города, отражающие основные подходы и приоритеты, должны быть сформированы и обсуждены с горожанами.
2. Генеральный план города должен быть профессионально разработан, обсужден, принят и разбит на этапы реализации. При его разработке специальное внимание нужно уделить зеленому каркасу города.
3. Наделение расширенными полномочиями главного архитектора города. Он должен стать главным консультантом всех работающих в Новосибирске архитекторов и девелоперов для соблюдения связанности архитектурных решений.
4. Разработка максимально четких и однозначных единых «правил игры» в отношении землепользования, застройки и территориального зонирования. Именно четкие правила и ограничения должны заменить практику согласований, которые могут носить коррупционный характер.
5. Приоритетное строительство инфраструктурных объектов (дороги, объекты образования и здравоохранения, объекты благоустройства) до ввода объектов жилого строительства.
6. Открытость градостроительной политики должна быть максимальной. Городу нужен современный информационный центр для обсуждения градостроительных вопросов с горожанами: доступ к любой информации градостроительной и архитектурной городской повестки, организация общественных слушаний и круглых столов по градостроительной тематике.
7. Защита архитектурного исторического наследия города.


12. УЧАСТИЕ ГОРОЖАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ АКТИВИСТОВ В УПРАВЛЕНИИ ГОРОДОМ

ПРОБЛЕМЫ
1. Жители города Новосибирска хотят и готовы принимать участие в решении важных вопросов городской жизни, но чиновники зачастую используют мнение людей лишь для легитимизации уже принятых во власти решений.
2. Общественные объединения и активисты Новосибирска весьма профессиональны. Многие из них находятся в контексте самых актуальных вопросов и решений, будь то вопросы экологии, социального развития или градостроительной политики, но этот потенциал недостаточно используется городом.

РЕШЕНИЯ
1. Модернизация системы наказов избирателей, превращение ее в эффективную систему участия людей в распределении бюджета города.
2. Реформирование ТОСов в объединения с расширенными полномочиями и возможностями, привлечение к их работе молодежи.
3. Создание реальной, а не подконтрольной власти городской общественной палаты для обеспечения качественной обратной связи между мэром, чиновниками и горожанами.
4. Расширение возможностей участия горожан в таких мероприятиях, как круглые столы, общественные обсуждения и слушания.
5. Отсутствие препятствий проведению общественных мероприятий, выступлений, митингов. Это легитимный способ донесения людьми своего мнения до власти в случаях, когда другие способы взаимодействия не работают.
6. Создание Института медиаторов для перевода возможных конфликтных ситуаций между сообществом и властью в русло конструктивного диалога.


13. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПРОБЛЕМЫ
1. Крупный бизнес получает преференции, которые находятся в зависимости от степени дружбы с властью.
2. Малый и средний бизнес не поддерживается, его развитие не стимулируется.
3. Бизнес не воспринимается властью как партнер в решении городских задач.

РЕШЕНИЯ
1. Формирование работающей программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Создание «одного окна» для решения проблем и вопросов предпринимателей.
2. Поддержка бизнеса, который влияет на развитие города и улучшение жизни горожан.
3. Открытый диалог с бизнесом, формирование единых правил для всех бизнес-организаций.


14. УМНЫЙ ГОРОД

ПРОБЛЕМЫ
1. Бюрократия, «многооконный» режим решения многих вопросов.
2. Низкая эффективность и низкая оперативность принятия управленческих решений.

РЕШЕНИЯ
1. Построение системы «Умный город» – интеграция информационных технологий для управления городским имуществом и землей, транспортом, школами, библиотеками, отделениями социальной защиты и так далее. Это позволит повысить эффективность всех процессов, упростит работу с обращениями жителей для решения вопросов, повысит качество и оперативность принятия управленческих решений, создаст новые возможности для бизнеса и предпринимательства, притянет новые активные силы в город. Эти проекты необходимо реализовывать в содружестве с региональной и федеральной властью.


15. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ

ПРОБЛЕМЫ
1. Мэрия Новосибирска является информационно закрытой организацией. Данные, которые открыты в других муниципалитетах, в Новосибирске не найти. Например, информация о текущих договорах аренды земельных участков и о должниках перед бюджетом города.

РЕШЕНИЯ
1. Информационная открытость должна быть реализована в максимальном варианте. Это является профилактикой правонарушений.
2. Открытый доступ к информации обо всех текущих договорах аренды земельных участков и о должниках перед бюджетом города, как это сделано в ряде городов (Москва, Пермь).
3. Организация трансляций заседаний и рабочих групп мэрии, регулярные видеоотчеты мэра и руководителей департаментов.


16. КУЛЬТУРА

ПРОБЛЕМЫ
1. Сегодня в городе Новосибирске огромные деньги тратятся на культуру, за четыре года выделяемый бюджет увеличился почти в два раза и достиг 1,8 млрд рублей, но Новосибирск теряет свой статус культурной столицы и свою культурную идентичность.
2. Из Новосибирска уезжают талантливые люди, яркие имена из других регионов все меньше воспринимают Новосибирск, как город, где может быть полноценно реализован их творческий потенциал.

РЕШЕНИЯ
1. Необходимо сформировать культурную политику города Новосибирска и планомерно заниматься ее реализацией.
2. Культурную политику должны разрабатывать не чиновники, а представители культуры, образования и науки.
3. Программа по возвращению Новосибирску позиций города – авангарда культурных процессов всероссийского уровня, города-магнита для ярких талантов.


17. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ СПОРТ

ПРОБЛЕМЫ
1. В городе Новосибирске недостаточное число муниципальных спортивных учреждений.
2. Дворовый спорт не развивается.

РЕШЕНИЯ
1. Обеспечение возможностей занятия спортом для людей разного возраста с использованием всевозможных источников финансирования: городской бюджет, федеральные программы и проекты, инвесторы и спонсоры.
2. Развитие дворового спорта, создание спортивных площадок в парках, скверах, других общественных пространствах.


18. СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ ГОРОЖАНЕ

ПРОБЛЕМЫ
1. Сегодня права социально незащищенных горожан игнорируются, многие люди не имеют возможности жить в Новосибирске полноценной жизнью.
Пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, одинокие родители, многодетные семьи, дети без попечения родителей должны получать адекватную поддержку со стороны городских властей.

РЕШЕНИЯ
1. Ориентация новых социальных программы на вовлечение, поддержку и социализацию тех, кто нуждается в этом. Не откупаться пособиями, а оказывать настоящую помощь. Это не означает, что ресурсную поддержку нужно убрать. Это означает смещение акцентов с содействия иждивенчеству на развитие активной позиции.
2. Использование прогрессивных мировых практик, опыта новосибирских общественных организаций и объединений для реализации новых принципов работы с социально незащищенным слоями населения.


19. ШКОЛЬНОЕ, ДОШКОЛЬНОЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ
1. Недостаточное финансирование строительства новых школ и детских садов, а также ремонта и реконструкции существующих.
2. Сравнительно низкая оплата труда работников образовательной сферы приводит к недостатку профессиональных кадров.
3. Современная система школьного образования не отвечает тем запросам, которые ставит современная жизнь.
4. Спортивные школы и секции, клубы юных техников, натуралистов, кружковое движение недофинансированы и не реализуют свой образовательный потенциал, востребованный обществом.
5. Крайне мало возможностей для дополнительного образования старшего поколения.

РЕШЕНИЯ
1. Более активное участие в федеральных программах. Сфера образования должна быть приоритетным направлением для вложения средств.
2. Повышение престижа преподавательской профессии через информационную политику, дополнительное проведение конкурсов, выделение премий и грантов талантливым педагогам.
3. Развитие системы Управляющих советов школ. Это позволит инициировать позитивные изменения школьной системы не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», придать статус «заказчиков» родителям и ученикам.
4. Развитие новых подходов в образовании, содействие развитию экспериментальных направлений. Новосибирск может стать российским центром развития таких практик.
5. Создание реальной конкурентной среды между школами, поощрение успешных практик развития, поддержка и сопровождение отстающих школ.
6. Предоставление городской культурной инфраструктуры для школьных образовательных программ. Уроки и проекты в картинных галереях, музеях, библиотеках и учреждениях культуры города.
7. Развитие системы ранней профессиональной подготовки и профориентации школьников, широкое вовлечение школ в программы НТИ, JuniorSkills и другие.
8. Повышение статуса дополнительного образования как важнейшего фактора мотивации детей. Тесное сотрудничество, связка школ и учреждений дополнительного образования.
9. Развитие дополнительного технического образования – сеть «Кванториумов», детских технопарков, центров творчества.
10. Формирование и продвижение образовательных программ для людей старшего возраста, вовлечение потенциала старшего поколения в образовательную, экономическую и культурную жизнь города.


20. БРЕНД НОВОСИБИРСКА

ПРОБЛЕМЫ
1. Сегодня у Новосибирска нет яркого лица в общероссийском и мировом масштабе. Жители города хотят гордиться городом, но не знают о его достижениях.

РЕШЕНИЯ
1. Разработка бренда города и его продвижение в Новосибирске на всероссийском и международном уровне. Популяризация достижений города и горожан. Это будет работать на привлечение инвестиций, талантов, на развитие территории, на формирование чувства гордости Новосибирцев за свой город.