Тарифы ЖКХ: вопросы федерального уровня

Тарифы ЖКХ: вопросы федерального уровня

"Я рада, что на митинги собирается так много людей и благодарна организаторам за то, что занимаются этой темой. Действительно, повышение тарифов отразится на кошельке каждого горожанина, а для многих серьезным образом, - рассказывает Наталья. - Но тут очень важно разобраться, в чей адрес необходимо адресовать вопросы в отношении повышения тарифов, если мы хотим реального изменения ситуации, а не просто местного шума по этому поводу.
Исходя из того, что я изучила к сегодняшнему моменту в отношении тарифной политики, все вопросы по большому счету надо адресовать на уровень федерации, а не на региональный или городской уровень.
ИМЕННО НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ ФОРМИРУЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ, в соответствии с которой у нас происходит сегодня то, что происходит. Мы уже работаем с последствием. И заменой Городецкого (к которому у меня масса вопросов в отношении действий его команды по целому ряду проектов) глобально вопрос тарифов и ситуации наличия огромных проблем в отрасли теплоснабжения не решить.
Я не хочу совсем уж снимать ответственности с власти регионального и местного уровня. Есть некоторые вопросы, например о зависимости уровня поднятия тарифов от политической ситуации, а не от экономических предпосылок отрасли. Но по сути, местная власть находится сегодня между молотом и наковальней.
На мой взгляд, исходя из изученных мной материалов, в целом, повышение тарифа в Новосибирске законно и обосновано. На это указала и проверка ФАС. Есть ряд частных вопросов, которые хотелось бы еще уточнить (например, стоимость угля, затраты на административный аппарат, стоимость работ по ремонту и др.), и мы наверняка в чем-то преуспеем тут.
Возможно, там найдутся скрытые затраты, но это в глобальном смысле не изменит ситуацию. Определенно.
СЕГОДНЯ ТЕПЛОВОЕ ХОЗЯЙСТВО СТРАНЫ НАХОДИТСЯ В КРАЙНЕ ИЗНОШЕННОМ СОСТОЯНИИ. Мы до сих пор используем ресурс советского времени. Все последние десятилетия мы жили на старом ресурсе, латая заплатами от случая к случаю то, что имеем. Износ хозяйства (эксперты в среднем фиксируют 70% износа) - это не только аварии, но и огромный объем потерь тепловой энергии в ходе доставки до потребителей. По дороге до потребителей теряется около 30% тепла.
Сегодня в России, чей рынок централизованного теплоснабжения крупнейший в мире, для отопления одного квадратного метра жилья тратится в три раза больше тепла, чем в северных провинциях Китая или в Финляндии.
Отрасль теплоснабжения крайне нуждается в больших, очень больших вложениях. В общероссийском масштабе речь идет о НЕСКОЛЬКИХ ТРИЛЛИОНАХ РУБЛЕЙ.
ОТКУДА ЖЕ МОГУТ ВЗЯТЬСЯ ДЕНЬГИ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ОТРАСЛИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ?
Все затраты на теплоснабжение несёт потребитель. Это в принципе аксиома. Даже в тех случаях, когда платит не сразу, или платит косвенно через налоги, которые реализуются в субсидиях разных уровней бюджета, но все равно платит потребитель.
Очевидно, что сегодня МЫ С ВАМИ С НАШИМИ КОШЕЛЬКАМИ В ПРИНЦИПЕ НЕ В СОСТОЯНИИ ЕДИНОВРЕМЕННО ПОТЯНУТЬ ИСТОРИЮ С ГЛОБАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ.
В настоящее время мы и латание заплат не можем себе позволить.
А состояние отрасли таково, что "сегодня нет никаких технических гарантий, что большая часть оборудования в любом городе в любой момент не выйдет из строя".
ГДЕ ЕЩЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?
И почему сами теплогенерирующие компании не вкладывают ресурсы в эту отрасль?
Проблема заключается в действующей сейчас в России ТАРИФНОЙ СИСТЕМЕ "ЗАТРАТЫ ПЛЮС": теплоснабжающей организации дадут от тарифа столько денег, сколько она потратит, а не исходя из того, сколько она произведёт тепла.
Эта система фиксирует необходимую валовую выручку как "экономически обоснованный" объем средств, необходимых теплоснабжающей организации. По сути действует антирыночное правило: нужно постоянно поддерживать низкий уровень надежности и высокий уровень расходов на продление паркового ресурса оборудования.
Генерирующие компании не продают какой-то объем тепла по определенной цене. Поставщики сообщают, сколько им нужно денег для производства необходимого объема тепла, что-то им урезают. Потом эту необходимую валовую выручку делят на объем тепла и получается тариф.
Шиворот на выворот.
Производители заинтересованы только в одном: показать больше текущих издержек.
У ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТЕПЛА НЕТ НИ МАЛЕЙШЕЙ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ В ИНВЕСТИЦИЯХ В ОТРАСЛЬ И ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Нет интереса в конечном счете тратить меньше денег и давать тепла больше. Потому что не теплом они торгуют, а получают "необходимую валовую выручку". Нет заинтересованности в долгосрочных инвестициях для повышения своей эффективности.
Если компания вложит свои деньги в модернизацию в расчете на то, что по результатам модернизации она начнет экономить и через эту экономию вернет инвестиции, то эти расчеты пойдут прахом, т.к. у нее регулятор заберет эту экономию.
То есть мы продолжаем латать, и латать, и латать. В тариф берутся только эти "экономически обоснованные" затраты.
Помимо этого регулируется этот тариф зачастую, исходя из политической ситуации. Рядом выборы - сдерживаем тариф. Год без выборов - отдаём через тариф то, что не дали ранее и получаем дополнительный рост тарифа.
То есть к реальной жизни, к реальным потребностям отрасли все то, что происходит сегодня очень и очень слабо относится.
Это просто параллельные миры.
А нужна глобальная модернизация отрасли с огромными инвестициями бизнеса, заинтересованного в модернизации для повышения эффективности производства, а не в "необходимой валовой выручке" в текущий момент.
Вот такое противоречие.
Тут нужно отметить, что на этот счет есть экономические проработки вопроса в отношении долгосрочных (около 10 лет) инвестиций в отрасль при прежних тарифах.
НО ЭТО ТРЕБУЕТ ПЕРЕСМОТРА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ и перехода способа формирования тарифа с экономически нездоровой системы "затраты плюс" на систему продажи тепла как товара. Чтобы производитель тепла был заинтересован в снижении издержек и повышении эффективности системы.
Сегодня же он в этом не заинтересован абсолютно. А только в том, чтобы показать все больше и больше текущих издержек. Ведь только от этого зависят финансовые поступления.
ПРОРАБОТКИ ЭТОГО ВОПРОСА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ ВЕДУТСЯ.
В настоящее время в Государственной думе рассматривается соответствующий законопроект, который прорабатывался несколько лет. Хотя многие эксперты сходятся во мнении, что можно было бы заниматься этим вопросом быстрее и качественнее. И говорят о том, что за время обсуждения законопроект претерпел такие изменения, что в нем появились серьёзные изъяны.
Плюс к этому: каждый регион сам принимает решение, идти по новому пути или нет. У Новосибирской области есть сформированное на сегодняшний день мнение: пока не ввязываться в эту историю. Полагаю, учитывая состояние этого законопроекта на сегодняшний день, в этом решении есть резон.
Думаю, мы нашими протестными действиями фокусируем власть на этой теме и подталкивает к необходимости более интенсивного поиска решений. Это важно.
Но, повторюсь, решения эти находятся в плоскости федеральной политики в отношении развития отрасли, закреплённой федеральными законами.
А не на нашем региональном уровне.
ЧТО В СУХОМ ОСТАТКЕ В СВЯЗИ С ВЫШЕСКАЗАННЫМ
На мой взгляд, разумны такие действия.
ЖИТЕЛЯМ
Продолжать протестную активность. Чем более масштабную, тем лучше. Для того, чтобы сфокусировать власть разного уровня на проблеме и поиске оперативных эффективных решений.
РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Поразмышлять о том, чтобы снизить тариф. Хотя бы незначительно. Если люди просят, надо пойти навстречу. Идти навстречу - это позиция сильного, а не слабого.
Обращаться на федеральный уровень с целью стимуляции более качественной и оперативной работы по разработке эффективных решений. Вернуться к рассмотрению возможного применения новой системы образования тарифа в Новосибирске. Работать с законодателями по корректировке того, что вызывает вопросы.
ДЕПУТАТАМ РАЗНОГО УРОВНЯ
Надо осознать, только лишь сдерживанием тарифов на нашем уровне проблему с теплоснабжением региона никак не решить.
Нужно понимать корень проблемы и содействовать ее скорейшему решению на федеральном уровне. Вникать в проблематику, участвовать в обсуждении. Ведь нам потом разгребать несовершенство принимаемых на федеральном уровне решений и смотреть в глаза людям. На этапе разработки законодательных инициатив проще вносить поправки, чем в уже принятые документы. Нам нужно оценить соблюдение баланса интересов людей и бизнеса, и прежде всего обращать пристальное внимание на интересы первых.
ДЕПАРТАМЕНТУ ПО ТАРИФАМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Открытая информационная политика. Мало просто разместить в открытом доступе информацию. Нужно разъяснять людям, что и почему включается в их тариф. Нужно показывать, на каком уровне принимаются какие решения. Необходимо провести в ближайшее время открытое мероприятие по этому поводу.
КОМИССИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ПОВЫШЕНИЕМ ТАРИФОВ
Такая комиссия недавно создана при городском совете депутатов.
Провести тщательный аудит затрат на модернизацию теплового хозяйства, уже включённых в тариф будущего года, проверить остальные траты, включённые в тариф (стоимость угля, затрат на персонал и т.д.). Хотя это и не решит вопроса в глобальном смысле, этому собственно и была посвящена моя публикация, но где-то немного позволит сегодня сэкономить.
В общем, давайте вместе подталкивать власть к поиску скорейших решений этого важного не только для нашего города, но и для всей страны вопроса".

Другие записи

АКАДЕМГОРОДОК 2.0. ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА

21 Апреля 2018

После февральского визита первого лица в Академгородок было важно зафиксировать в решениях обсужденные вопросы.
18 февраля Президент утвердил перечень поручений в отношении развития российской, сибирской науки и Новосибирского Академгородка.

Подробнее

ДЕПУТАТСКИЙ ОТЧЕТ №28

12 Апреля 2018

Представляем вашему вниманию очередной отчет о работе Натальи Пинус в статусе депутата Совета депутатов города Новосибирска.
Отчет № 28 посвящен периоду с 15 января по 15 апреля 2018 года.

Подробнее

ГИМНАЗИЯ № 3 В АКАДЕМГОРОДКЕ

7 Апреля 2018

5 апреля прошло совещание, посвященное дальнейшей судьбе Гимназии №3. В нем участвовали руководители двух департаментов мэрии,- департамента строительства и департамента образования, директор гимназии, представитель родителей учащихся, представитель районной администрации, руководитель УКСа мэрии и ваша покорная слуга.

Подробнее

СБОР ПОДПИСЕЙ ПРОТИВ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЦКБ И ГКБ 35 В АКАДЕМГОРОДКЕ

7 Апреля 2018

Жители Академгородка начали сбор подписей против фиктивных публичных слушаний об объединении ЦКБ и ГКБ35, которые прошли 30 марта в администрации Советского района. Жители просят представить концепции развития каждого из учреждений и только затем обсуждать их реорганизацию.

Подробнее

РАБОЧАЯ ГРУППА УТВЕРДИЛА ПАРАМЕТРЫ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО МУСОРУ

5 Апреля 2018

4 апреля Рабочая группа при Правительстве Новосибирской области утвердила основные параметры концессионного соглашения по твердым коммунальным отходам. Ожидается, что тариф на обработку и захоронение отходов составит до 10 рублей с человека в месяц, а доля отбора полезных фракций составит 40%.
Проделана большая работа. Вместе с тем, дальнейшая судьба соглашения непонятна.

Подробнее

ЗАМЕНА СВЕТИЛЬНИКОВ НА СВЕТОДИОДНЫЕ В АКАДЕМГОРОДКЕ

3 Апреля 2018

Мэрия обещает выполнить очередной наказ избирателей депутату Н.И.Пинус: в ближайшее время будет произведена замена светильников на светодиодные

Подробнее

Приключения неандертальцев в Сибири

31 Марта 2018

3 апреля в научном кафе "Эврика" обсудят историю открытия денисовского человека, известные факты и интересные находки последних лет. Начало встркечи в 19:00. Встреча пройдет в АРТ_ПАБе (Терешковой 12 а)

Подробнее