ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДОХОДНОСТИ МУПОВ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДОХОДНОСТИ МУПОВ

ПОЧЕМУ ЭТОТ ВОПРОС АКТУАЛЕН?
Тема эффективности работы МУПов давно интересует депутата Пинус.
МУПы - это муниципальные предприятия, которые по форме являются коммерческими учреждениями, а по сути - выполняют социальные функции.
Опустим сейчас тему эффективности их работы, это просто отдельный вопрос.
Предлагаем обсудить тему того, что происходит с прибылью этих предприятий, остающейся после уплаты налогов.

Особенно интересен этот разговор, учитывая то, что на днях рабочая группа, специально созданная для этой цели депутатами, решила вынести предложение о повышении части прибыли МУПов, отчисляемой в казну города с 10% до 30%.Наталья предлагает эту часть снизить до 0%. Только и прибыли как таковой быть у мупов не должно. Потому что их функция - не зарабатывание прибыли себе или в казну, а предоставление населению социальных услуг по минимальным ценам.
Наталья признаетсая, что рада, подобные подходы получили поддержку у ряда экспертов, с которыми она эту тему обсуждала.
Это и руководители муниципальных предприятий, и руководитель профильного департамента мэрии, специалист КСП Новосибирска, и компетентные общественники.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И АРГУМЕНТАЦИЮ ПИНУС

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.На 1 января 2017 г в Новосибирске действовало 26 муниципальных унитарных предприятий. Их число каждый год сокращается.

2. Размер прибыли, отчисляемой муниципальными предприятиями Новосибирска в казну города составляет 10%.
В других городах-миллионниках этот размер варьируется от 10 до 90%, иногда применяется дифференцированный подход в зависимости от сферы деятельности предприятия.

3. Во многих городах (в том числе в Новосибирске) предусмотрены льготы по освобождению от уплаты доли прибыли при реализации инвестиционной деятельности в развитие предприятия.

4. Анализ вопроса доходности деятельности МУПов в Новосибирске и других городах-миллионниках, проведенный Контрольно-счетной палатой Новосибирска в конце 2017 года показал, что доля доходов от деятельности МУПов крайне несущественна и не может быть рассмотрена как источник пополнения городской казны.
Так, в Новосибирске доходы от деятельности МУПов за 2016 год составили 0,08% от всех доходов муниципалитета. Если взять другие муниципальные образования-миллионники, то этот процент варьируется от 0,01% до 0,4% в общей структуре доходов.

5. В 2016 году 3 МУПа Новосибирска были убыточными (убыток составил 10,3 млн руб), прибыль остальных предприятий после налогооблажения составила 163,1 млн руб, в бюджет города поступило 10% от прибыли, что составило 16,4 млн руб. Половина этой прибыли - МУП “Новосибирская аптечная сеть” (8,1 млн руб).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ДОХОДНОСТИ МУПОВ

КАКОВА ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ МУПОВ?
Базой для формирования предложений является цель создания МУПов, зафиксированная в 161-фз “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”.
Несмотря на то, что МУП - коммерческая организация, цель создания МУПов - не извлечение прибыли, а "осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам; обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств".

Исходя из этого базового постулата, эти организации являются социальными по сути, коммерческими лишь по форме.
Как таковой прибыли, которая была бы у таких организаций и пополняла городскую казну быть не должно. У этих организаций совсем иные, исключительно социальные задачи.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПРИБЫЛЬЮ?
Исходя из этой логики, становится очевидно, что если прибыль у таких организаций появляется, то только как побочный продукт. Вся прибыль должна направляться на планируемое развитие организации, а ее излишки (которых при качественном планировании практически не должно возникать)- в городскую казну.

Анализ опыта Новосибирска и других муниципальных образований-миллионников говорит о том, что подобная практика в ряде случаев реализуется.

Так, муниципальные унитарные предприятия Ростова-на-Дону, обеспечивающие пассажирские перевозки на городском транспорте большой вместимости и предприятия, обеспечивающие текущее содержание и благоустройство объектов улично-дорожной сети районов города, освобождены от перечисления части прибыли в бюджет города по итогам 2014, 2015. 2016 года. При этом высвободившиеся средства должны направлены указанными предприятиями на укрепление своей материально-технической базы для осуществления основной производственной деятельности по согласованию с отраслевым (функциональным) или территориальным органом.

Логично, что в Новосибирске МУПы, реализующие инвестиционные программы по развитию систем коммунальной инфраструктуры, на период
деятельности данных программ, освобождаются от перечисления в бюджет города части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

КАК ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОРГАНИЗОВАНО?
Организационно подобные комплексные предложения могут быть реализованы следующим образом.

Организации разрабатывают Программу деятельности, включающую целевые индикаторы, предложения по развитию, смету.
Программа деятельности и смета формируются к 1 октября года, предшествующего планируемому. К 1 ноября вышестоящим органом принимается решение об утверждении или корректировке этого пакета документов.
Подобная система планирования и утверждения деятельности унитарных предприятий реализована в отношении Федеральных государственных унитарных предприятий и закреплена Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 (ред. от 30.06.2017) "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий"(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36256/).

Предлагаю воспользоваться этой качественно разработанной системой в отношении муниципальных предприятий.

Вместе с тем, Пинус предлагает предусмотреть следующий формат в отношении прибыли предприятий.
Доходная часть предприятия формируется из расчета минимальной стоимости услуг предприятия. Кроме случаев, когда деятельность предприятия является регулируемой (стоимость услуги определяет тарифный регулятор) и кроме случаев базово убыточной деятельности (реализация дотируемого вида деятельности).
Смета, являющаяся результатом программы, включает текущие расходы на реализацию деятельности, бюджет развития предприятия, четко обозначенный фонд поощрения. На эти цели направляется прибыль предприятия. Излишков прибыли у предприятия не предполагается.
В случае, если таковая образуется по результатам деятельности, принимается решение о ее расходовании (направляется на развитие предприятия по специально оговоренным направлениям, либо перечисляется в казну города).

Наталья предлагает рассмотреть предложение по утверждению программы и сметы предприятия с участием специально созданной профильной комиссии, в состав которой входят представители профильного департамента, депутаты профильной комиссии Горсовета, представители контрольно-счетной палаты Новосибирска.

По окончанию отчетного периода обозначенная комиссия принимает отчет о деятельности организации. При возникновении прибыли в ходе реализации деятельности предприятия, комиссия решает, куда ее направить.

ЧТО ДАСТ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
- будет способствовать решению МУПами их основной социальной задачи,
- будет способствовать снижению стоимости услуг, предоставляемых МУПами населению,
- снизит возможность злоупотребления получаемой в ходе реализации деятельности прибылью для необоснованного премирования (что регулярно фиксирует контрольно-счетная палата Новосибирска),
- даст возможность направлять необходимые средства на развитие предприятий,
- позволит депутатам принимать участие в планировании деятельности учреждений.

Другие записи

АКАДЕМГОРОДОК 2.0. ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА

21 Апреля 2018

После февральского визита первого лица в Академгородок было важно зафиксировать в решениях обсужденные вопросы.
18 февраля Президент утвердил перечень поручений в отношении развития российской, сибирской науки и Новосибирского Академгородка.

Подробнее

ДЕПУТАТСКИЙ ОТЧЕТ №28

12 Апреля 2018

Представляем вашему вниманию очередной отчет о работе Натальи Пинус в статусе депутата Совета депутатов города Новосибирска.
Отчет № 28 посвящен периоду с 15 января по 15 апреля 2018 года.

Подробнее

ГИМНАЗИЯ № 3 В АКАДЕМГОРОДКЕ

7 Апреля 2018

5 апреля прошло совещание, посвященное дальнейшей судьбе Гимназии №3. В нем участвовали руководители двух департаментов мэрии,- департамента строительства и департамента образования, директор гимназии, представитель родителей учащихся, представитель районной администрации, руководитель УКСа мэрии и ваша покорная слуга.

Подробнее

СБОР ПОДПИСЕЙ ПРОТИВ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЦКБ И ГКБ 35 В АКАДЕМГОРОДКЕ

7 Апреля 2018

Жители Академгородка начали сбор подписей против фиктивных публичных слушаний об объединении ЦКБ и ГКБ35, которые прошли 30 марта в администрации Советского района. Жители просят представить концепции развития каждого из учреждений и только затем обсуждать их реорганизацию.

Подробнее

РАБОЧАЯ ГРУППА УТВЕРДИЛА ПАРАМЕТРЫ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО МУСОРУ

5 Апреля 2018

4 апреля Рабочая группа при Правительстве Новосибирской области утвердила основные параметры концессионного соглашения по твердым коммунальным отходам. Ожидается, что тариф на обработку и захоронение отходов составит до 10 рублей с человека в месяц, а доля отбора полезных фракций составит 40%.
Проделана большая работа. Вместе с тем, дальнейшая судьба соглашения непонятна.

Подробнее

ЗАМЕНА СВЕТИЛЬНИКОВ НА СВЕТОДИОДНЫЕ В АКАДЕМГОРОДКЕ

3 Апреля 2018

Мэрия обещает выполнить очередной наказ избирателей депутату Н.И.Пинус: в ближайшее время будет произведена замена светильников на светодиодные

Подробнее

Приключения неандертальцев в Сибири

31 Марта 2018

3 апреля в научном кафе "Эврика" обсудят историю открытия денисовского человека, известные факты и интересные находки последних лет. Начало встркечи в 19:00. Встреча пройдет в АРТ_ПАБе (Терешковой 12 а)

Подробнее