Областная прокуратура поделилась бурым углем с городской

Областная прокуратура поделилась бурым углем с городской

Новосибирский горсовет создал рабочую группу по мониторингу состояния городской экологии в связи с выбросами ТЭЦ. 20 сентября состоится её установочное заседание, куда, кроме энергетиков, будут приглашены представители всех контролирующих государственных структур. Депутаты намерены регулярно мониторить изменения окружающей среды в связи со сменой каменного угля на бурый. Но фактически оценка будет дана постфактум, поскольку 15 сентября стартует разворот городской системы отопления, и использование бурого угля становится неизбежным. Взвесить в полной мере последствия до их наступления так и не удалось. К экономическим последствиям власти пока не подступались.

Тема перевода крупнейшей в Новосибирске ТЭЦ-5 на бурый уголь будоражит политиков и общественность с весны, когда «Сибирская генерирующая компания» (новый собственник «СИБЭКО») опубликовала соответствующие планы. К текущему моменту СГК официально перешла под контроль СУЭК, поставляющей именно бурый уголь: интерес холдинга в оптимизации расходов на топливо. Однако в Новосибирске знают про неблагоприятную экологию Красноярска и Рубцовска, где топит СГК. Возникли опасения, не случится ли то же самое в сибирской столице.

Руководство энергокомпании последовательно убеждало в отсутствии поводов опасаться нового топлива. В конце концов, на новосибирской ТЭЦ-3 с момента её ввода топят бурым углем, и жалоб на него до сих пор не было. Делегацию новосибирских политиков, общественников и журналистов свозили в Красноярск, чтобы показать – экологические проблемы связаны с чем угодно, только не с выбросами ТЭЦ. После июньской поездки острота вопросов в горсовете снялась и пошёл диалог о налаживании порядка мониторинга выбросов.

Тем временем, как мы рассказывали в августе, депутат Наталья Пинус обратилась в ряд контролирующих структур с запросами о контроле и анализе возможных последствий перевода ТЭЦ-5 на новое топливо. Экологический риск в этой истории не единственный. Не менее важен риск технологический, актуальность которого обусловлена необходимостью технического перевооружения ТЭЦ под бурый уголь. Нет оснований подозревать энергетиков в стремлении навредить своему бизнесу, необдуманно рискнув работоспособностью станций. Но перспектива выглядела бы надёжней при наличии госэкспертизы, проведённой Ростехнадзором, ответственным за опасные объекты.

Также сохраняет актуальность экономический риск. На сегодняшний день нет понимания, как техническая реорганизация ТЭЦ отразится на тарифе. Как часто придётся энергетикам тратиться на обновление оборудования при работе с бурым углем? Сколько за это заплатят потребители? Эти вопросы Пинус ещё в июне адресовала областному департаменту по тарифам. Также депутат официально запросила областное правительство, департамент по тарифам, Ростехнадзор и Росприроднадзор.

Ответы должны были показать степень осведомлённости ключевых госструктур о планах СГК и об их готовности разделить ответственность за преобразования, затеянные энергетиками. Департамент по тарифам сообщил, что информация о планируемом переводе ТЭЦ-5 на непроектный уголь не поступала, поэтому не представляется возможным подготовить обоснованный ответ. Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу сообщил, что, в связи с поступлением из СМИ сведений об изменении топлива СГК была поставлена в известность о необходимости проведения оценки изменений количественного и качественного состава выбросов вредных веществ, класса опасности и количества образующих отходов, с тем, чтобы в случае их изменений обеспечить разработку новой разрешительной документации в области охраны окружающей среды. Ответов на эти письма от СГК Росприроднадзор на тот момент не получил.

Сибирское управление Ростехнадзора в ответ на депутатский запрос сообщило, что, судя по документации проведённого СГК в мае 2018 года тендера на модернизацию котлов ТЭЦ-5 и иных работ, можно сделать вывод о запланированной «модернизации применяемых на опасном производстве технических устройств». «В этом случае, в соответствии с частью 1 статьи 13 ФЗ №116, проектная документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности», – написано в ответе Ростехнадзора. Тем не менее, соответствующей экспертизы не проводилось.

Ответы контролирующих органов дают основание считать, что перевод ТЭЦ на новый вид топлива надо было согласовывать. Сегодня картина выглядит так, что энергетики поставили всех перед фактом, и, по большому счёту, никто не усомнился в обоснованности их действий. Чтобы прояснить ситуацию, Пинус направила свою переписку с госструктурами в прокуратуру Новосибирской области.

У облпрокуратуры был месяц на подготовку ответа, но ведомство справилось оперативней. Пинус сообщили, что её обращение по вопросу перевода ТЭЦ-5 на бурый уголь направлено для проведения проверки в прокуратуру Новосибирска. «Рассмотрение обращения взято прокуратурой области на контроль», – сказано в ответе. Теперь дело за городской прокуратурой. А бурый уголь уже завезён, и выработанное на нём тепло идёт по городским теплосетям. Если прокуратура какого-то уровня, в конечном счёте, всё же даст развёрнутую оценку ситуации со сменой топлива, это будет, в любом случае, задним числом. И получится, что, несмотря на социальную значимость и монопольное положение энергосистемы, её собственник волен единолично, без согласований принимать решения, сопряжённые с экологическим, технологическим и экономическим риском.
По материалам публикации Андрея Кузнецова, "Центр деловой жизни"

Другие записи

ПОДАНА КАССАЦИОННУЮ ЖАЛОБУ ПО ДЕЛУ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ О ДОЛЖНИКАХ ЗА АРЕНДУ ЗЕМЛИ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ГОРОДА

22 Мая 2019

Наталья Пинус убеждена, что информация о деятельности мэрии должна быть максимально открытой. Это залог здоровья системы муниципального управления, так как позволяет снизить возможность махинаций.
Мэрия должна быть большим предприятием, которое максимально качественно решает вопросы жизни горожан, а не закрытым клубом продвижения тех или иных частных интересов с использованием власти.

Подробнее

ТАРИФЫ НА МУСОР ПЛАНИРУЮТ МЕНЯТЬ

21 Мая 2019

Важная информация для тех, кто интересуется "мусорной» реформой.
Исходя из информации в СМИ, Минприроды РФ планирует уже этим летом перейти к оплате мусора по факту накопления, а не на основе усредненных нормативов.
Отношение к этой новости у экспертов разное.
Есть мнение, что это просто разговоры, которые не смогут реализоваться в действия.

Подробнее

ПЯТЫЙ СЕЗОН ЛЕТНЕЙ АКАДЕМИИ В АКАДЕМГОРОДКЕ

20 Мая 2019

Мы рады сообщить вам о том, что мы готовы стартовать с пятым сезоном Летней Академии!
У нас уже продумана программа!
Музыканты разных направлений, театральные постановки, кино под открытым небом, программы для детей.
Как всегда, все бесплатно для жителей.

Подробнее

МУСОРНЫЕ БАКИ В АКАДЕМГОРОДКЕ

19 Мая 2019

15 мая Управляющая кампания ФГУП ЖКХ ННЦ СО РАН установила 20 мусорных баков на территориях во дворах, где люди складируют мусор.

Подробнее

ЧУДЕСНАЯ ГЧП-АРИФМЕТИКА СКВЕРА НА ДЕМАКОВА В АКАДЕМГОРОДКЕ

14 Мая 2019

В механизме государственно-частного партнёрства есть полезный для общества потенциал. Но важно, чтобы власть при этом отстаивала прежде всего общественные интересы.
В этой публикации Наталья Пинус рассказывает о том, как мэрия Новосибирска хочет реализовать благоустройство Сквера на Демакова и какой ценой. О том, чего хотят жители и почему.

Подробнее

11 МАЯ В 10:00 СХОД ЖИТЕЛЕЙ НИЖНЕЙ ЗОНЫ АКАДЕМГОРОДКА НА ТЕМУ СКВЕРА НА ДЕМАКОВА

9 Мая 2019

Ассоциация общественных организаций нижней зоны Академгородка организуют сход жителей, чтобы обсудить будущее сквера на пересечении улиц Демакова и Российская.

Подробнее

Мы победили!

9 Мая 2019

Наталья Пинус поздравляет с Днем Победы.

Подробнее