О тарифах ЖКХ

О тарифах ЖКХ
"Пожалуй, я готова, наконец, написать некоторые свои соображения по теме повышения тарифов на теплоснабжение, – пишет Наталья Пинус. – Перед тем, как сформулировать это, я провела целый ряд глубоких погружений в тему тарифов с отличным экспертом в вопросах тарифообразования в энергетике. И я очень признательная ему за то, что он потратил уже столько времени и сил, чтобы растолковать мне, что и как происходит в этой отрасли. Мы изучали нормативные документы разного уровня, писали письма и получали ответы на них. Одна я бы точно этого сделать не смогла, потому что материал действительно не простой. Так что огромное ему спасибо.
Информации много. Очень много. Сущность выделить не просто.
Но я попробую изложить максимально понятно то, в чем сама разобралась.
7 СООБРАЖЕНИЙ:
1) МНОГИЕ ИЗ НАШИХ ВОПРОСОВ НУЖНО ПЕРЕНАПРАВИТь
Значительный объем наших с вами вопросов, которые были на первом этапе (некоторые из них до сих пор кочуют из одного митинга в другой и из одного издания в другое), снялись после изучения федерального законодательства и федеральных норм.
То есть если и задавать эти вопросы, то не СИБЭКО и не Департаменту, а на уровень выше. В Госдуму и в Правительство РФ (вопрос о целесообразности и экономической логике существующего положения вещей оставим пока за скобками, мы говорим об адресате).
К таким вопросам относятся, например такие:
- Почему СибЭко не тратит своей прибыли на инвестиции и ремонт трасс и оборудования?
Ответ: Не обязан тратить по федеральному закону, поэтому зачем тратить.
А даже если и потратит, то имеет полное право требовать включения произведенных затрат в тариф в последующем.
- СибЭко зарабатывает еще и на электроэнергии, а затраты все наверняка включает в наш тариф на тепло.
Ответ: Есть очень жесткое разделение учета. Если и можно "смухлевать", то не сильно.
- Это наглость: мы стали меньше потреблять тепла, а нам говорят, что от этого мы должны теперь больше платить.
Ответ: Согласно простой формуле, которая определена федеральным законодательством, тариф - это отношение необходимой валовой выручки к расчетной величине полезного отпуска. Вспомните математику третьего класса. Что происходит с тарифом, если уменьшается полезный отпуск?
- Мы оплачиваем за счет наших тарифов Лексусы и прочую белиберду, типа волшебных трат СибЭко в "Ру-Ком".
Ответ: Траты, включаемые в тариф, сильно регламентируются. Есть в этом смысле жесткие ограничения. Если посмотреть отчеты, которые есть в открытом доступе, то видно, как Департамент отметает сомнительные траты типа "Ру-кома". У меня есть понимание, что отметает что-то и из того, что можно было бы и взять в тариф. Это называется искусственное сдерживание тарифа.
Если вопросы к сомнительным тратам и есть, то они вряд ли имеют прямое отношение к нашим тарифам. Ну или как минимум, это отношение надо доказать.
У меня есть ответы Департамента по тарифам в отношении трат Ру-кома, например. Там четко сказано, что эти траты не включались в тарифы.
Это же следует из официальных докладов Департамента по тарифам в отношении тарифов СибЭко, которые находятся в общем доступе. Здесь, например: http://www.tarif.nso.ru/page/329
Так вот, после изучения матчасти понимаешь, что очень многие вопросы жестко регламентируются федеральным законодательством и ответы на них - там.
Наверняка можно какие-то нормы не соблюдать.
Но по-крупному не получится.
Ну и, повторюсь, если по сути трактовки этих вопросов что-то не устраивает, то надо обращаться никак не в СибЭко и не в департамент.
Надо обращаться в Госдуму РФ и в Правительство.
2) НЕ ПОНИМАЮ, ПОЧЕМУ СИБЭКО И ДЕПАРТАМЕНТ ПО ТАРИФАМ НЕ КОММЕНТИРУЮТ, ВЕДЬ МНОГИЕ ОТВЕТЫ ЕСТЬ
Я не понимаю, почему пиар службы СибЭко и Департамент по тарифам работают так? Почему не комментируют и не дают ответов на вопросы?
Ведь многие из этих ответов у них есть, и они имеет федеральную отсылку.
Исходя из тех документов, которые нам предоставили по запросам и которые есть в доступе (если поискать), все по большому счету корректно у нас реализуется.
А вот пиар службам СибЭко действительно нужно поставить жирный неуд за их работу, затраты на их содержание излишни. Более того, после такой оценки деятельности этой службы возникает следующий вопрос: Насколько оптимально организованы в СИБЭКО бизнес-процессы, все ли резервы экономии, повышения эффективности деятельности этой организации задействованы? Мне кажется, что нет.
3) ИСКАТЬ НАДО НЕ ТАМ
При этом считать совсем уж белыми и пушистыми СибЭко и Департамент по тарифам тоже не стоит. Но копать и искать надо немного не там.
Те моменты, о которых говорят так много, сильно зарегулированы, и там много не спрячешь, даже при желании.
Есть другие моменты, в дополнение к сказанному в предыдущем пункте. Например, затраты на производство работ по ремонту и затраты на инвестиции. Там теоретически можно найти многое. Но опять-таки это только предположения.
4) ЧТО И КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ?
Для того, чтобы на деле проконтролировать эти моменты нужны полномочия залазить в документы и наличие специалистов, которые имеют квалификацию и достаточно времени для того, чтобы заниматься этой темой.
Полномочия. Квалификация и временной ресурс специалистов по финансовому и техническом контролю. Вот что необходимо, чтобы проконтролировать этот вопрос.
Может ли этот контроль быть обеспечен силами созданной недавно Советом депутатов специализированной Комиссии (куда я тоже вошла)?
Пока сложно сказать. У комиссии нет пока ни положения, ни полномочий.
Но я вижу, что с возможностью реализации глубокого исследования вопросов могут возникнуть сложности. Хотя бы потому что для этого нужно, чтобы по теме работали высокопрофессиональные специалисты. И не от случая к случаю, а системно. Ни депутаты, ни общественники самостоятельно не смогут наладить этот контроль.
Очень не захочется, чтобы эта комиссия стала бутафорией.
5) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ НА РЕМОНТ И ИНВЕСТИЦИИ
Вопрос, который был с самого начала и который остался.
Приложены ли достаточные усилия для того, чтобы получить федеральное финансирование на ремонт и инвестиции в теплотрассы и оборудование?
На мой взгляд, тут есть большой резерв. Можно и нужно заниматься привлечением федеральных средств, как минимум на муниципальные трассы.
Но это не реализуешь, пока трассы не ивентаризированы, как в нашем с вами случае. Для написания программ под федеральное финансирование нужны данные о техническом износе. У нас есть только цифры бухгалтерского износа. Техническим износом, исходя из ответа мэрии, только начали заниматься.
6) ПОЧЕМУ ТАРИФЫ ПОДНИМАЮТСЯ В РЕЖИМЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ?
Вопрос, который был и остался.
Почему тарифы поднимаются в режиме спецоперации?
Можно и нужно работать с горожанами. Необходимо открывать информацию, проводить разъяснительные мероприятия. И есть примеры, как поступают в соседних регионах, в частности я ознакомилась с тем как работают Сибирская генерирующая компания и ТГК-11 – вот пример выстраивания диалога, вот пример настроенности на долговременную работу в регионе.
Мое обращение к органам исполнительной и законодательной власти, сказанное мной на митинге остаётся в силе: "Давайте уважать горожан, открывать информацию и объяснять, что происходит".
7) РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ОТРАСЛИ. НЕЖЕЛАНИЕ ДУМАТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИ. СДЕРЖИВАНИЕ ТАРИФОВ И ПОЛИТИКА
Исходя из того, что мне удалось изучить, я пришла к такому выводу:
Отрасль теплоснабжения крепко недополучала средства. И уже давно. Реально там все плохо. И это характерно далеко не только для Новосибирска, а для страны в целом. Мы вымыли все резервы, которые были с Советского времени.
При этом, если для европейской части страны теплоснабжение - это важно, то для Сибири - это стратегически важно. И износ трасс в 70% - это просто преступная ситуация.
Вот информация о недавно состоявшихся парламентских слушаниях посвященных реформе теплоснабжения http://www.duma.gov.ru/news/273/1855684/#photo1 (их видеотрансляцию мог посмотреть любой желающий). Ситуация действительно катастрофическая.
А исходя из норм федерального законодательства, основной источник для ремонта и инвестиций - это тарифы.
И это соответствует экономической логике – за все платит потребитель. И даже в случае привлечения кредитов – ведь их нужно отдавать, а отдать их можно только «заработав» на потребителе.
Скажу вам больше, в 2015 году СибЭко было лидером среди генерирующих компаний по росту аварийности.
Почему в этой ситуации СибЭко не настаивало на повышении тарифов (обращалось-то регулярно, но не настаивало)? – это качество менеджмента или отсутствие настроя на долговременную работу?
Почему Департамент по тарифам на проявлял настойчивость?
Почему мэр и губернатор не смотрели чуть более вперёд, чем очередной предвыборный период?
Почему происходило искусственное сдерживание тарифов?
Почему региональная и городская власть не добивалась федеральных инвестиций в отрасль?
Но, вы знаете, достанется сегодня от меня и федеральной власти.
Говорить о том, что тарифы можно повышать максимум на 4,3 %, когда в отрасли такая ужасная ситуация, а инфляция доходит до 12% в год - это вообще как?
За счет чего по мнению Дмитрия Медведева должны появиться деньги в отрасли? Если рост тарифов даже не компенсируют инфляцию?
Это какой-то популизм получается, с этими 4,3%: "Мы, федералы, белые и пушистые. А вы на местах выкручивайтесь, как хотите. Это ваши личные политические риски."
Ну а рисковать в политическом плане никто не хотел....
Грустная история, конечно.
Ну и что делать?
4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1) Наладить КОНТРОЛЬ НАД РАСХОДАМИ НА РЕМОНТ И ИНВЕСТИЦИИ все-таки. Это п.3 и п.4.
2) Приложить все усилия, чтобы ВЗЯТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ. Это п. 5.
3) ОТКРЫТЬ ИНФОРМАЦИЮ и регулярно проводить разъяснительную работу. Это п. 2 и п.6.
4) Ну и я бы приложила все усилия, чтобы донести до Федерации мысль о том, что НУЖНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ В ОТРАСЛЬ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ СИБИРИ.
Если думать не на полгода вперёд, а хотя бы на три, то станет ясно, что без такой серьезной федеральной программы Сибирь попросту может замерзнуть, вложений от тарифов никак не хватит.
В отрасль обязательно должны зайти существенные деньги. Это могут быть федеральные деньги. Городские и региональные бюджеты пустые.
Другой источник финансирования - работа над созданием условий для компаний, работающих в этой отрасли, над созданием долговременных правил игры, мотивирующих готовность этих компаний работать на рынке вдолгую.
Вопрос необходимости серьезных вливаний в сферу теплоснабжения Сибири - это вопрос стратегической безопасности нашей страны.
Без преувеличений. И об этом нужно говорить и заниматься этим.
То, что я изложила в этой публикации - это результат моей проработки темы тарифов. Я отдаю себе отчет в том, что могу быть в чем-то не права. Тогда прошу поправить меня. Я готова к конструктивному обсуждению этой темы.
В любом случае, я абсолютно честна и непредвзята в своих выводах и действую исключительно из соображений пользы для горожан".

Другие записи

АКАДЕМГОРОДОК 2.0. ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА

21 Апреля 2018

После февральского визита первого лица в Академгородок было важно зафиксировать в решениях обсужденные вопросы.
18 февраля Президент утвердил перечень поручений в отношении развития российской, сибирской науки и Новосибирского Академгородка.

Подробнее

ДЕПУТАТСКИЙ ОТЧЕТ №28

12 Апреля 2018

Представляем вашему вниманию очередной отчет о работе Натальи Пинус в статусе депутата Совета депутатов города Новосибирска.
Отчет № 28 посвящен периоду с 15 января по 15 апреля 2018 года.

Подробнее

ГИМНАЗИЯ № 3 В АКАДЕМГОРОДКЕ

7 Апреля 2018

5 апреля прошло совещание, посвященное дальнейшей судьбе Гимназии №3. В нем участвовали руководители двух департаментов мэрии,- департамента строительства и департамента образования, директор гимназии, представитель родителей учащихся, представитель районной администрации, руководитель УКСа мэрии и ваша покорная слуга.

Подробнее

СБОР ПОДПИСЕЙ ПРОТИВ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЦКБ И ГКБ 35 В АКАДЕМГОРОДКЕ

7 Апреля 2018

Жители Академгородка начали сбор подписей против фиктивных публичных слушаний об объединении ЦКБ и ГКБ35, которые прошли 30 марта в администрации Советского района. Жители просят представить концепции развития каждого из учреждений и только затем обсуждать их реорганизацию.

Подробнее

РАБОЧАЯ ГРУППА УТВЕРДИЛА ПАРАМЕТРЫ КОНЦЕССИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ ПО МУСОРУ

5 Апреля 2018

4 апреля Рабочая группа при Правительстве Новосибирской области утвердила основные параметры концессионного соглашения по твердым коммунальным отходам. Ожидается, что тариф на обработку и захоронение отходов составит до 10 рублей с человека в месяц, а доля отбора полезных фракций составит 40%.
Проделана большая работа. Вместе с тем, дальнейшая судьба соглашения непонятна.

Подробнее

ЗАМЕНА СВЕТИЛЬНИКОВ НА СВЕТОДИОДНЫЕ В АКАДЕМГОРОДКЕ

3 Апреля 2018

Мэрия обещает выполнить очередной наказ избирателей депутату Н.И.Пинус: в ближайшее время будет произведена замена светильников на светодиодные

Подробнее

Приключения неандертальцев в Сибири

31 Марта 2018

3 апреля в научном кафе "Эврика" обсудят историю открытия денисовского человека, известные факты и интересные находки последних лет. Начало встркечи в 19:00. Встреча пройдет в АРТ_ПАБе (Терешковой 12 а)

Подробнее