О тарифах ЖКХ

О тарифах ЖКХ
"Пожалуй, я готова, наконец, написать некоторые свои соображения по теме повышения тарифов на теплоснабжение, – пишет Наталья Пинус. – Перед тем, как сформулировать это, я провела целый ряд глубоких погружений в тему тарифов с отличным экспертом в вопросах тарифообразования в энергетике. И я очень признательная ему за то, что он потратил уже столько времени и сил, чтобы растолковать мне, что и как происходит в этой отрасли. Мы изучали нормативные документы разного уровня, писали письма и получали ответы на них. Одна я бы точно этого сделать не смогла, потому что материал действительно не простой. Так что огромное ему спасибо.
Информации много. Очень много. Сущность выделить не просто.
Но я попробую изложить максимально понятно то, в чем сама разобралась.
7 СООБРАЖЕНИЙ:
1) МНОГИЕ ИЗ НАШИХ ВОПРОСОВ НУЖНО ПЕРЕНАПРАВИТь
Значительный объем наших с вами вопросов, которые были на первом этапе (некоторые из них до сих пор кочуют из одного митинга в другой и из одного издания в другое), снялись после изучения федерального законодательства и федеральных норм.
То есть если и задавать эти вопросы, то не СИБЭКО и не Департаменту, а на уровень выше. В Госдуму и в Правительство РФ (вопрос о целесообразности и экономической логике существующего положения вещей оставим пока за скобками, мы говорим об адресате).
К таким вопросам относятся, например такие:
- Почему СибЭко не тратит своей прибыли на инвестиции и ремонт трасс и оборудования?
Ответ: Не обязан тратить по федеральному закону, поэтому зачем тратить.
А даже если и потратит, то имеет полное право требовать включения произведенных затрат в тариф в последующем.
- СибЭко зарабатывает еще и на электроэнергии, а затраты все наверняка включает в наш тариф на тепло.
Ответ: Есть очень жесткое разделение учета. Если и можно "смухлевать", то не сильно.
- Это наглость: мы стали меньше потреблять тепла, а нам говорят, что от этого мы должны теперь больше платить.
Ответ: Согласно простой формуле, которая определена федеральным законодательством, тариф - это отношение необходимой валовой выручки к расчетной величине полезного отпуска. Вспомните математику третьего класса. Что происходит с тарифом, если уменьшается полезный отпуск?
- Мы оплачиваем за счет наших тарифов Лексусы и прочую белиберду, типа волшебных трат СибЭко в "Ру-Ком".
Ответ: Траты, включаемые в тариф, сильно регламентируются. Есть в этом смысле жесткие ограничения. Если посмотреть отчеты, которые есть в открытом доступе, то видно, как Департамент отметает сомнительные траты типа "Ру-кома". У меня есть понимание, что отметает что-то и из того, что можно было бы и взять в тариф. Это называется искусственное сдерживание тарифа.
Если вопросы к сомнительным тратам и есть, то они вряд ли имеют прямое отношение к нашим тарифам. Ну или как минимум, это отношение надо доказать.
У меня есть ответы Департамента по тарифам в отношении трат Ру-кома, например. Там четко сказано, что эти траты не включались в тарифы.
Это же следует из официальных докладов Департамента по тарифам в отношении тарифов СибЭко, которые находятся в общем доступе. Здесь, например: http://www.tarif.nso.ru/page/329
Так вот, после изучения матчасти понимаешь, что очень многие вопросы жестко регламентируются федеральным законодательством и ответы на них - там.
Наверняка можно какие-то нормы не соблюдать.
Но по-крупному не получится.
Ну и, повторюсь, если по сути трактовки этих вопросов что-то не устраивает, то надо обращаться никак не в СибЭко и не в департамент.
Надо обращаться в Госдуму РФ и в Правительство.
2) НЕ ПОНИМАЮ, ПОЧЕМУ СИБЭКО И ДЕПАРТАМЕНТ ПО ТАРИФАМ НЕ КОММЕНТИРУЮТ, ВЕДЬ МНОГИЕ ОТВЕТЫ ЕСТЬ
Я не понимаю, почему пиар службы СибЭко и Департамент по тарифам работают так? Почему не комментируют и не дают ответов на вопросы?
Ведь многие из этих ответов у них есть, и они имеет федеральную отсылку.
Исходя из тех документов, которые нам предоставили по запросам и которые есть в доступе (если поискать), все по большому счету корректно у нас реализуется.
А вот пиар службам СибЭко действительно нужно поставить жирный неуд за их работу, затраты на их содержание излишни. Более того, после такой оценки деятельности этой службы возникает следующий вопрос: Насколько оптимально организованы в СИБЭКО бизнес-процессы, все ли резервы экономии, повышения эффективности деятельности этой организации задействованы? Мне кажется, что нет.
3) ИСКАТЬ НАДО НЕ ТАМ
При этом считать совсем уж белыми и пушистыми СибЭко и Департамент по тарифам тоже не стоит. Но копать и искать надо немного не там.
Те моменты, о которых говорят так много, сильно зарегулированы, и там много не спрячешь, даже при желании.
Есть другие моменты, в дополнение к сказанному в предыдущем пункте. Например, затраты на производство работ по ремонту и затраты на инвестиции. Там теоретически можно найти многое. Но опять-таки это только предположения.
4) ЧТО И КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ?
Для того, чтобы на деле проконтролировать эти моменты нужны полномочия залазить в документы и наличие специалистов, которые имеют квалификацию и достаточно времени для того, чтобы заниматься этой темой.
Полномочия. Квалификация и временной ресурс специалистов по финансовому и техническом контролю. Вот что необходимо, чтобы проконтролировать этот вопрос.
Может ли этот контроль быть обеспечен силами созданной недавно Советом депутатов специализированной Комиссии (куда я тоже вошла)?
Пока сложно сказать. У комиссии нет пока ни положения, ни полномочий.
Но я вижу, что с возможностью реализации глубокого исследования вопросов могут возникнуть сложности. Хотя бы потому что для этого нужно, чтобы по теме работали высокопрофессиональные специалисты. И не от случая к случаю, а системно. Ни депутаты, ни общественники самостоятельно не смогут наладить этот контроль.
Очень не захочется, чтобы эта комиссия стала бутафорией.
5) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ НА РЕМОНТ И ИНВЕСТИЦИИ
Вопрос, который был с самого начала и который остался.
Приложены ли достаточные усилия для того, чтобы получить федеральное финансирование на ремонт и инвестиции в теплотрассы и оборудование?
На мой взгляд, тут есть большой резерв. Можно и нужно заниматься привлечением федеральных средств, как минимум на муниципальные трассы.
Но это не реализуешь, пока трассы не ивентаризированы, как в нашем с вами случае. Для написания программ под федеральное финансирование нужны данные о техническом износе. У нас есть только цифры бухгалтерского износа. Техническим износом, исходя из ответа мэрии, только начали заниматься.
6) ПОЧЕМУ ТАРИФЫ ПОДНИМАЮТСЯ В РЕЖИМЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ?
Вопрос, который был и остался.
Почему тарифы поднимаются в режиме спецоперации?
Можно и нужно работать с горожанами. Необходимо открывать информацию, проводить разъяснительные мероприятия. И есть примеры, как поступают в соседних регионах, в частности я ознакомилась с тем как работают Сибирская генерирующая компания и ТГК-11 – вот пример выстраивания диалога, вот пример настроенности на долговременную работу в регионе.
Мое обращение к органам исполнительной и законодательной власти, сказанное мной на митинге остаётся в силе: "Давайте уважать горожан, открывать информацию и объяснять, что происходит".
7) РЕАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ОТРАСЛИ. НЕЖЕЛАНИЕ ДУМАТЬ СТРАТЕГИЧЕСКИ. СДЕРЖИВАНИЕ ТАРИФОВ И ПОЛИТИКА
Исходя из того, что мне удалось изучить, я пришла к такому выводу:
Отрасль теплоснабжения крепко недополучала средства. И уже давно. Реально там все плохо. И это характерно далеко не только для Новосибирска, а для страны в целом. Мы вымыли все резервы, которые были с Советского времени.
При этом, если для европейской части страны теплоснабжение - это важно, то для Сибири - это стратегически важно. И износ трасс в 70% - это просто преступная ситуация.
Вот информация о недавно состоявшихся парламентских слушаниях посвященных реформе теплоснабжения http://www.duma.gov.ru/news/273/1855684/#photo1 (их видеотрансляцию мог посмотреть любой желающий). Ситуация действительно катастрофическая.
А исходя из норм федерального законодательства, основной источник для ремонта и инвестиций - это тарифы.
И это соответствует экономической логике – за все платит потребитель. И даже в случае привлечения кредитов – ведь их нужно отдавать, а отдать их можно только «заработав» на потребителе.
Скажу вам больше, в 2015 году СибЭко было лидером среди генерирующих компаний по росту аварийности.
Почему в этой ситуации СибЭко не настаивало на повышении тарифов (обращалось-то регулярно, но не настаивало)? – это качество менеджмента или отсутствие настроя на долговременную работу?
Почему Департамент по тарифам на проявлял настойчивость?
Почему мэр и губернатор не смотрели чуть более вперёд, чем очередной предвыборный период?
Почему происходило искусственное сдерживание тарифов?
Почему региональная и городская власть не добивалась федеральных инвестиций в отрасль?
Но, вы знаете, достанется сегодня от меня и федеральной власти.
Говорить о том, что тарифы можно повышать максимум на 4,3 %, когда в отрасли такая ужасная ситуация, а инфляция доходит до 12% в год - это вообще как?
За счет чего по мнению Дмитрия Медведева должны появиться деньги в отрасли? Если рост тарифов даже не компенсируют инфляцию?
Это какой-то популизм получается, с этими 4,3%: "Мы, федералы, белые и пушистые. А вы на местах выкручивайтесь, как хотите. Это ваши личные политические риски."
Ну а рисковать в политическом плане никто не хотел....
Грустная история, конечно.
Ну и что делать?
4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1) Наладить КОНТРОЛЬ НАД РАСХОДАМИ НА РЕМОНТ И ИНВЕСТИЦИИ все-таки. Это п.3 и п.4.
2) Приложить все усилия, чтобы ВЗЯТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ. Это п. 5.
3) ОТКРЫТЬ ИНФОРМАЦИЮ и регулярно проводить разъяснительную работу. Это п. 2 и п.6.
4) Ну и я бы приложила все усилия, чтобы донести до Федерации мысль о том, что НУЖНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНВЕСТИЦИЯМ В ОТРАСЛЬ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ СИБИРИ.
Если думать не на полгода вперёд, а хотя бы на три, то станет ясно, что без такой серьезной федеральной программы Сибирь попросту может замерзнуть, вложений от тарифов никак не хватит.
В отрасль обязательно должны зайти существенные деньги. Это могут быть федеральные деньги. Городские и региональные бюджеты пустые.
Другой источник финансирования - работа над созданием условий для компаний, работающих в этой отрасли, над созданием долговременных правил игры, мотивирующих готовность этих компаний работать на рынке вдолгую.
Вопрос необходимости серьезных вливаний в сферу теплоснабжения Сибири - это вопрос стратегической безопасности нашей страны.
Без преувеличений. И об этом нужно говорить и заниматься этим.
То, что я изложила в этой публикации - это результат моей проработки темы тарифов. Я отдаю себе отчет в том, что могу быть в чем-то не права. Тогда прошу поправить меня. Я готова к конструктивному обсуждению этой темы.
В любом случае, я абсолютно честна и непредвзята в своих выводах и действую исключительно из соображений пользы для горожан".

Другие записи

Горсовет Новосибирска отменил публичные слушания по ряду градостроительных вопросов

21 Июня 2018

Горсовет Новосибирска отменил публичные слушания по ряду градостроительных вопросов, заменив их на формат "общественных обсуждений". 30 депутатов - "за", 12 депутатов - "против" (в том числе Наталья Пинус), 4 депутата воздержались.

Подробнее

ПИКЕТ ПРОТИВ ОТМЕНЫ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ 20 ИЮНЯ ПЕРЕД СЕССИЕЙ ГОРСОВЕТА

19 Июня 2018

20 июня перед сессией Горсовета (с 9:00 до 10:00) общественники организуют пикет против отмена публичных слушаний по ряду градостроительных вопросов.
Пикет пройдет непосредственно около входа в мэрию.

Подробнее

ГИТАРНОЕ ТРИО «АГМА» В ЛЕТНЕЙ АКАДЕМИИ

18 Июня 2018

Трио "Агма" выступит 20 июня на "Летней академии" с 19:00

Подробнее

Театр "Playback - NSK"

14 Июня 2018

Театр "Playback - NSK" приглашает на перфоменс "В это лето" 17 июня с 19:00.

Подробнее

ЗАКЛЮЧЕНИЯ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ ДЛЯ ПЕРЕХОДА ТЭЦ-5 НА БУРЫЙ УГОЛЬ

14 Июня 2018

Мы продолжаем беседовать с Натальей Пинус  на тему возможности перехода на бурый уголь ТЭЦ-5.

Подробнее